ЭЛЕКТРОННАЯ СИСТЕМА РЫЧАГА ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ ДЕТАЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ


  1. НАЗНАЧЕНИЕ ОСНОВНЫХ УСТРОЙСТВ


    1. Основные узлы и детали электронной системы рычага переключения передач выполняют следующие функции:

      Устройство Функция
      Устройство управления блокировкой переключения передач Датчик положения рычага переключения передач Определяет положения рычага переключения передач (R, N, D и B) и передает соответствующие сигналы в ЭБУ распределения питания (главный процессор гибридной системы).
      Переключатель положения Р Когда этот переключатель включен, он регистрирует включение водителем блокировки на стоянке и передает соответствующий сигнал в ЭБУ распределения питания (главный процессор гибридной системы).
      Контрольная лампа положения P
      • Светится, когда блокировка на стоянке включена, и гаснет, когда блокировка на стоянке выключена.

      • Мигает, предупреждая водителя (или выключается), если ЭБУ трансмиссии обнаружил неисправность в электронной системе рычага переключения передач.

      Привод блокировки на стоянке Включает и выключает механизм блокировки трансмиссии на стоянке.
      ЭБУ распределения питания (процессор гибридной системы) Управляет MG1, MG2 и двигателем в соответствии с текущим состоянием трансмиссии по сигналам от датчика положения рычага переключения передач, переключателя положения P и различных ЭБУ. Кроме того, передает в ЭБУ трансмиссии сигнал запроса блокировки или разблокировки трансмиссии на стоянке.
      ЭБУ трансмиссии
      • Приводит в действие привод блокировки на стоянке в соответствии с сигналом запроса блокировки или разблокировки трансмиссии на стоянке от ЭБУ распределения питания (главного процессора гибридной системы).

      • Получает сигнал блокировки/разблокировки переключения передач от ЭБУ кода иммобилайзера и включает/выключает блокировку переключения передач.

      ЭБУ сертификации Проверяет идентификационный код от ключа.
      ЭБУ кода иммобилайзера Сравнивает идентификационный код.
      Щиток приборов в сборе Индикатор положения рычага переключения передач Включает индикатор положения рычага переключения передач, выбранного водителем, в соответствии с сигналами состояния трансмиссии от ЭБУ распределения питания (главного процессора гибридной системы).
      Зуммер Звучит при активации функции отказа, предупреждая водителя.
      Мультиинформационный дисплей
      • Отображает предупреждающее сообщение для водителя в соответствии с сигналом от ЭБУ распределения питания (главного процессора гибридной системы) и ЭБУ трансмиссии.

      • В зависимости от сообщения на мультиинформационном дисплее может включаться главная контрольная лампа аварийного состояния.

  2. УПРАВЛЕНИЕ В СИСТЕМЕ


    1. Управление переключением передач


      1. ЭБУ распределения питания (главный процессор гибридной системы) управляет MG1, MG2 и двигателем по сигналам положений рычага переключения передач (R, N, D и B) от датчика положения рычага переключения передач и сигналам включения от переключателя положения P. Кроме того, ЭБУ распределения питания (главный процессор гибридной системы) передает в ЭБУ трансмиссии сигнал запроса блокировки или разблокировки трансмиссии на стоянке.

      2. ЭБУ трансмиссии приводит в действие привод блокировки на стоянке в соответствии с сигналом запроса блокировки или разблокировки трансмиссии на стоянке от ЭБУ распределения питания (главного процессора гибридной системы), включая и выключая механизм блокировки трансмиссии на стоянке. Кроме того, он передает сигнал положения парковки в ЭБУ распределения питания (главный процессор гибридной системы).

      3. При управлении автомобилем в нормальных условиях можно перемещать рычаг переключения передач в любые положения при условии, что не сработала функция отказа.

      4. Когда зажигание выключено, и автомобиль остановлен, трансмиссия автоматически переключается в положение P.

      5. В следующей таблице показано изменение состояния трансмиссии в результате управления рычагом переключения передач и переключателем положения P согласно состоянию источника питания.

        A01J83FE06
  3. ФУНКЦИИ


    1. Функция отказа


      1. В целях безопасности изменение состояния трансмиссии может быть отклонено, даже когда водитель управляет рычагом переключения передач или переключателем положения P. В этом случае звучит зуммер отклонения, и состояние трансмиссии изменяется, как показано в следующей таблице.

        Операция переключения, которая вызывает срабатывание функции отказа. Состояние трансмиссии после отказа
        Не нажимая педаль тормоза, водитель переводит рычаг переключения передач из положения парковки (P) в другое положение. Удерживается в состоянии P
        Во время движения водитель нажимает переключатель положения P. Переходит в состояние N
        Во время движения водитель переводит рычаг переключения передач из положения (D) в положение R, либо из положения (R) в положение D. Переходит в состояние N
        Водитель переводит рычаг переключения передач в положение B из положения парковки (P). Удерживается в состоянии P
        Водитель переводит рычаг переключения передач в положение B из положения заднего хода (R). Переходит в состояние N
        Водитель переводит рычаг переключения передач в положение B из нейтрального положения (N). Удерживается в состоянии N
    2. Индикатор положения рычага переключения передач


      1. Конструкция рычага переключения передач обеспечивает его возврат в исходное положение из любого другого положения. Поэтому текущее состояние трансмиссии можно определить по индикатору положения рычага переключения передач на щитке приборов.

      2. Положение B обеспечивает торможение двигателем. Поэтому запрещено переключение в положение B из любого положения, кроме D. Поэтому если рычаг переключения передач находится в положении, отличном от D или B, индикатор положения B гаснет, чтобы водитель не выполнил случайно переключение в положение B.

        A01J84BE01
        Обозначения на рисунке
        *a Отображается, когда трансмиссия находится в состоянии D. *b Отображается, когда трансмиссия находится в состоянии R.
  4. КОНСТРУКЦИЯ


    1. Устройство управления блокировкой переключения передач


      1. Устройство управления блокировкой селектора основано на переключателе без фиксации положения, в котором реактивное усилие пружины возвращает рычаг в исходное положение, когда водитель отпускает его после выполнения операции переключения.

      2. Рычаг переключения передач в сборе содержит встроенный датчик положения, который включает датчик механизма выбора и датчик механизма переключения, определяющие положение рычага (R, N, D или B).

        A01J7T7E01
        Обозначения на рисунке
        *1 Датчик механизма выбора *2 Датчик механизма переключения
        *3 Исходное положение *4 Рукоятка рычага переключения передач
    2. Датчик положения рычага переключения передач


      1. Датчик положения рычага переключения передач, определяющий положения R, N, D и B, встроен в устройство управления блокировкой селектора в сборе.

      2. Датчик положения рычага переключения передач включает датчик механизма выбора, который регистрирует поперечное перемещение рычага, и датчик механизма переключения, который регистрирует продольное перемещение рычага.

      3. Датчик механизма выбора и датчик механизма переключения основаны на эффекте Холла.

      4. Элементы Холла датчика механизма выбора и датчика механизма переключения содержат по 2 цепи, одну для основного сигнала и одну для вспомогательного сигнала. Датчики Холла преобразуют положение рычага переключения передач в различающиеся по характеристикам электрические сигналы и передают их в ЭБУ распределения питания (главный процессор гибридной системы).

        A01J7PRE01
        Обозначения на рисунке
        *1 Датчик механизма выбора *2 Датчик механизма переключения
        *3 Ползун магнита *4 Датчик Холла
        *5 Ярмо магнита - -
        A01J8CZE01
        A01J82AE01
      5. ЭБУ распределения питания (главный процессор гибридной системы) определяет положение рычага переключения передач по сигналам от датчика механизма выбора и датчика механизма переключения, как показано в следующей таблице.

        Выбранное положение рычага переключения

        Положение, определяемое датчиком механизма выбора

        (поперечное перемещение)

        Положение, определяемое датчиком механизма переключения

        (продольное перемещение)

        R Сторона положений R-N-D Сторона положения R
        N Сторона положений R-N-D Исходное положение
        D Сторона положений R-N-D Сторона положений B-D
        B Исходное положение Сторона положений B-D
    3. Привод блокировки на стоянке


      1. Привод блокировки на стоянке включает переключаемый реактивный электродвигатель и механизм циклоидального редуктора.

      2. Привод блокировки на стоянке устанавливается сбоку трансмиссии. При получении сигнала включения от ЭБУ трансмиссии вал электродвигателя поворачивается, чтобы включить или выключить механизм блокировки на стоянке. В результате производится механическая блокировка или разблокировка трансмиссии.

      3. К основным узлам переключаемого реактивного электродвигателя относятся обмотка, статор, ротор и датчик угла поворота. Щетки и магниты не применяются.

      4. Датчик угла поворота содержит 2 элемента Холла. Оба из них (фазы A и B) служат для определения угла поворота вала электродвигателя.

        A01J7SWE01
        Обозначения на рисунке
        *1 Статор *2 Обмотка
        *3 Ротор *4 Датчик угла поворота
        *5 Механизм циклоидального редуктора - -
        *a Сечение A - A - -
      5. Вал данного электродвигателя поворачивается, блокируя или разблокируя трансмиссию на стоянке. ЭБУ трансмиссии определяет текущее состояние трансмиссии (блокировка или разблокировка на стоянке) по сигналу датчика угла поворота, который измеряет величину поворота вала электродвигателя.

      6. ЭБУ трансмиссии определяет направление вращения вала электродвигателя, величину поворота и диапазон перемещения по комбинации импульсных сигналов от 2 элементов Холла в датчике угла поворота, сдвинутых по фазе (фазы A и B). После определения диапазона перемещения он сохраняется в памяти ЭБУ трансмиссии. Однако при отсоединении вывода аккумуляторной батареи эти данные теряются.

        Отсчет времени Изменения состояния импульсного сигнала
        Фаза A Фаза B
        Блокировка → разблокировка ВЫКЛ → ВЫКЛ ВЫКЛ → ВКЛ
        ВЫКЛ → ВКЛ ВКЛ → ВКЛ
        ВКЛ → ВКЛ ВКЛ → ВЫКЛ
        ВКЛ → ВЫКЛ ВЫКЛ → ВЫКЛ
        Разблокировка → блокировка ВЫКЛ → ВКЛ ВЫКЛ → ВЫКЛ
        ВЫКЛ → ВЫКЛ ВКЛ → ВЫКЛ
        ВКЛ → ВКЛ ВЫКЛ → ВКЛ
        ВКЛ → ВЫКЛ ВКЛ → ВКЛ
        A01J8BEE01
      7. Положения блокировки и разблокировки трансмиссии на стоянке, позволяющие реализовать управление, сохраняются в памяти в момент запуска ЭБУ трансмиссии или подсоединения аккумуляторной батареи. Первоначально ЭБУ трансмиссии поворачивает вал электродвигателя в положение блокировки, чтобы сохранить положение блокировки на стоянке в памяти. Затем ЭБУ трансмиссии поворачивает вал электродвигателя в обратную сторону, чтобы сохранить в памяти положение разблокировки. Однако если ЭБУ трансмиссии сохранил диапазон перемещения для предыдущей операции в своей памяти, он определяет одно из прежних положений и рассчитывает другое положение по диапазону перемещения в памяти. Эти процессы позволяют не выполнять инициализацию системы после замены привода или ЭБУ трансмиссии, а также подсоединения вывода аккумуляторной батареи.

      8. Механизм циклоидального редуктора обеспечивает полную разблокировку трансмиссии на стоянке, когда автомобиль припаркован на дороге под уклоном, и требуется большой крутящий момент, так как он усиливает крутящий момент с выходного вала электродвигателя.

      9. Этот механизм включает эксцентриковый диск, установленный на выходном валу электродвигателя, внутреннюю шестерню (с 61 зубцами), которая закреплена на корпусе, наружную шестерню (с 60 зубцами) и выходной вал, который поворачивается синхронно с выходной шестерней.

      10. Наряду с вращением эксцентрикового диска, который поворачивается синхронно с выходным валом электродвигателя, внутренняя шестерня давит на наружную шестерню при зацеплении. Наружная шестерня, которая имеет на 1 зубец меньше, чем внутренняя, при каждом обороте эксцентрикового диска поворачивается на 1 зубец меньше. В результате выходной вал, который вращается синхронно с выходной шестерней, передает вращение вала электродвигателя с понижающим передаточным числом 61.

        A01J88SE01
        Обозначения на рисунке
        *1 Внутренняя шестерня *2 Наружная шестерня
        *3 Эксцентриковый диск *4 Выходной вал
        *a Центр эксцентрикового диска *b Центр первичного вала электродвигателя
        *c Схема механизма циклоидального редуктора - -
        A01J81N Направление вращения - -
    4. Механизм блокировки трансмиссии на стоянке


      1. Механизм блокировки трансмиссии на стоянке включает запорный рычаг стояночного тормоза, запорный стержень стояночного тормоза, запорный штифт стояночного тормоза и шестерню парковочной передачи.

      2. Когда запорный штифт стояночного тормоза входит в зацепление с шестерней парковочной передачи, объединенной с блоком шестерен, движение автомобиля блокируется.

      3. Привод блокировки на стоянке поворачивает запорный рычаг стояночного тормоза, сдвигая запорный стержень стояночного тормоза, который поднимает запорный штифт стояночного тормоза. В результате запорный штифт стояночного тормоза входит в зацепление с шестерней парковочной передачи.

        A01J7RTE01
        Обозначения на рисунке
        *1 Привод блокировки на стоянке *2 Запорный штифт стояночного тормоза
        *3 Парковочная передача *4 Запорный рычаг стояночного тормоза
        *5 Запорный стержень стояночного тормоза - -
        *a Сечение A - A - -
        A01J81N Перемещение - -
  5. РАБОТА В АВАРИЙНОМ РЕЖИМЕ


    1. Если ЭБУ трансмиссии обнаруживает неисправность системы, он управляет системой в соответствии с данными, сохраненными в памяти ранее. Более подробную информацию см. в руководстве по ремонту.

  6. ДИАГНОСТИКА


    1. Когда ЭТУ трансмиссии регистрирует неисправность в электронной системе рычага переключения передач, он инициирует мигание контрольной лампы положения P, включает главную контрольную лампу аварийного состояния и выводит на мультиинформационный дисплей сообщение "P LOCK MALFUNCTION WHEN PARKING, PARK IN FLAT PLACE AND APPLY PARKING BRAKE SECURELY" (неисправность блокировки в положении P на стоянке, припаркуйте автомобиль на горизонтальной поверхности и надежно включите стояночный тормоз), предупреждая водителя. Если ЭБУ распределения питания (главный процессор гибридной системы) обнаруживает неисправность в электронной системе рычага переключения передач, он также включает главную контрольную лампу и выводит на мультиинформационный дисплей сообщение "CHECK HYBRID SYSTEM" (проверьте гибридную систему).

    2. Когда ЭБУ трансмиссии или ЭБУ распределения питания (главный процессор гибридной системы) обнаруживает неисправность в электронной системе рычага переключения передач, ЭБУ трансмиссии или ЭБУ распределения питания (главный процессор гибридной системы) выполняет диагностику и сохраняет в памяти ее результаты. Одновременно в памяти сохраняется диагностический код неисправности (DTC).

    3. Считать DTC можно, подключив портативный диагностический прибор к разъему DLC3. Более подробную информацию см. в руководстве по ремонту.