СИСТЕМА CVT ДЕТАЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ

  1. НАЗНАЧЕНИЕ ОСНОВНЫХ УСТРОЙСТВ

    Устройство Назначение
    Электромагнитный клапан переключения передач DS1 Регулирует расход жидкости через первичный шкив в соответствии со скоростью автомобиля и положением педали акселератора (регулирование частоты вращения во время разгона).
    Электромагнитный клапан переключения передач DS2 Регулирует расход жидкости через первичный шкив в соответствии со скоростью автомобиля и положением педали акселератора (регулирование частоты вращения во время замедления).
    Электромагнитный клапан переключения передач SL Изменяет назначение электромагнитного клапана переключения передач SLS.
    Электромагнитный клапан переключения DSU Регулирует давление масла при сцеплении муфты блокировки.
    Электромагнитный клапан переключения передач SLS
    • Регулирует давление масла вторичного шкива.

    • Регулирует давление масла при сцеплении муфты переднего хода и тормоза передачи заднего хода.

    Датчик частоты вращения трансмиссии (NIN) Определяет частоту вращения первичного шкива (частоту на входе)
    Датчик частоты вращения трансмиссии (NOUT) Определяет частоту вращения вторичного шкива (частоту на выходе)
    Датчик частоты вращения трансмиссии (NT) Определяет частоту вращения барабана муфты переднего хода.
    Датчик температуры жидкости бесступенчатой трансмиссии Определяет температуру жидкости бесступенчатой трансмиссии.
    Датчик давления масла Определяет прижимное усилие стальной ленты.
    Датчик температуры охлаждающей жидкости E.F.I. Определяет температуру охлаждающей жидкости двигателя.
    Датчик положения дроссельной заслонки Определяет угол поворота дроссельной заслонки.
    Выключатель стоп-сигналов в сборе Регистрирует сигнал нажатия педали тормоза.
    Датчик положения паркинга/нейтрали в сборе Определяет положение рычага переключения передач.
    Датчик положения селектора передач
    • Регистрирует нахождение рычага переключения передач в положении M.

    • Регистрирует операции повышения и понижения передачи водителем, когда рычаг переключения передач находится в положении M.

    Переключатель выбора режима в сборе Регистрирует выбор спортивного режима движения.
    Переключатель управления переключением (переключатель передач трансмиссии в сборе) Регистрирует запрос на повышение или понижение передачи, поступивший от водителя.
    Индикатор положения и диапазона селектора передач Отображает положение рычага переключения передач и диапазон переключения передач.
    Индикатор спортивного режима Светится, когда нажат переключатель спортивного режима, и информирует водителя о включении спортивного режима.
    MIL Горит или мигает, предупреждая водителя о том, что ECM обнаружил неисправность.
    Мультиинформационный дисплей Отображает сообщение, информирующее водителя о достижении высокой температуры жидкости бесступенчатой трансмиссии.
    Главная контрольная лампа аварийного состояния Горит, предупреждая водителя о достижении высокой температуры жидкости бесступенчатой трансмиссии.
    Многофункциональный зуммер Подает звуковой сигнал, предупреждая водителя о достижении высокой температуры жидкости бесступенчатой трансмиссии.
    ECM
    • Осуществляет электронное управление бесступенчатой трансмиссией.

    • Когда ECM обнаруживает неисправность, он производит диагностику соответствующего узла и сохраняет в памяти результаты.

  2. УПРАВЛЕНИЕ В СИСТЕМЕ

    Управление Описание
    Интегрированное управление двигателем и бесступенчатой трансмиссией Осуществляет согласованное управление системой бесступенчатой трансмиссией и системой управления двигателем, обеспечивая комфортное и мощное движение с быстрым переключением и низким расходом топлива.
    Регулирование передаточного числа шкива Автоматическое управление переключением передач Оптимально регулирует передаточное число шкива и скорость переключения в соответствии с намерениями водителя и условиями движения на основе сигналов от различных датчиков и переключателей.
    Управление в целях улучшения разгона
    7-ступенчатая спортивная секвентальная система переключения "Shiftmatic" (с переключателем управления переключением)
    Управление переключением передач при подъеме/спуске Ограничивает переключение на более высокую передачу или обеспечивает торможение двигателем, определяя с помощью ECM, как движется автомобиль: вверх или вниз по склону.
    Управление блокировкой ECM подает ток в электромагнитный клапан переключения DSU в соответствии с сигналом датчика положения дроссельной заслонки и сигналом скорости автомобиля, а также включает и выключает муфту блокировки.
    1. Интегрированное управление двигателем и бесступенчатой трансмиссией

      1. В целях точного управления в соответствии с условиями движения система управления двигателем обменивается с системой бесступенчатой трансмиссии различными сигналами. В результате обеспечивается плавное мощное движение с быстрым переключением и низким расходом топлива.

        A00DVGCE01
    2. Регулирование передаточного числа шкива

      1. ECM рассчитывает требуемую частоту вращения первичного шкива в соответствии с сигналом положения педали акселератора, сигналом скорости автомобиля и сигналом выключателя стоп-сигналов, обеспечивая оптимальные передаточное число шкива и скорость переключения передач. Чтобы фактическая частота вращения первичного шкива (измеренная первичным датчиком частоты вращения) отвечала требуемой частоте вращения первичного шкива, ECM приводит в действие электромагнитные клапаны переключения DS1 и DS2, регулируя расход на входе и на выходе первичного шкива. В результате обеспечиваются оптимальное передаточное число шкива и скорость переключения.

        A00DVC7E01
      2. Когда рычаг переключения передач установлен в положение D, система осуществляет интегрированное управление двигателем, оптимизируя расход топлива и ходовые характеристики.

      3. В спортивном режиме ограничивается диапазон переключения передач в направлении разгона, и поддерживается частота вращения первичного шкива при высокой скорости. Тем самым обеспечиваются умеренное усилие торможения двигателем и быстродействие при переключении передач.

        A00DVOBE01
        A00DV56E01
      4. Когда рычаг переключения передач находится в положении M, характеристика переключения выглядит следующим образом. Система автоматически повышает передачу, когда при разгоне достигается заданная скорость автомобиля.

        A00DV6VE01
      5. Система определяет запрос на ускорение от водителя по скорости автомобиля и изменениям положения педали акселератора. Когда система регистрирует этот запрос, она переходит на характеристику переключения, в соответствии с которой частота вращения коленчатого вала двигателя и скорость автомобиля возрастают линейно. Это улучшает характеристики разгона.

        A00DVGQE01
    3. Управление переключением передач при подъеме/спуске

      1. ECM определяет, движется ли автомобиль вверх или вниз по склону, по сигналам датчика положения педали акселератора и скорости автомобиля. При движении вверх по склону он ограничивает переключение на более высокую передачу, обеспечивая плавное движение. При движении вниз по склону он понижает передачу после обнаружения нажатия педали тормоза, чтобы обеспечить умеренное торможение двигателем.

        A00DVPLE01
      2. Для определения подъема или спуска по склону фактическое ускорение, рассчитанное по сигналу скорости автомобиля, сравнивается с эталонным значением ускорения (заданным для ровной дороги), сохраненным в ECM.

        A00DVEVE01
    4. Управление блокировкой

      1. По сравнению с предыдущей автоматической трансмиссией расширен диапазон блокировки, что обеспечивает управление, начиная с низких частот вращения.

      2. Рабочий диапазон блокировки при замедлении расширен в направлении диапазона низких частот вращения. В результате расширяется диапазон отсечки топлива, и снижается расход топлива.

        A00DVJZE02
  3. ФУНКЦИИ

    1. 7-ступенчатая спортивная секвентальная система переключения "Shiftmatic" (с переключателем управления переключением)

      1. В режиме M водитель имеет возможность выбрать желаемый диапазон передач, смещая рычаг переключения передач в положение "+" или "-", либо используя переключатель управления переключением (переключатель передач трансмиссии) "+" или "-". Таким образом, водитель может переключать передачи по ощущению, как в механической трансмиссии.

        A00DV9AE01
      2. В режиме D водитель может мгновенно выбрать требуемый диапазон передач с помощью переключателя управления переключением (переключателя передач трансмиссии). Автоматическое переключение передач (диапазон D) возобновляется при выполнении следующих условий:

        Водитель непрерывно удерживает переключатель управления переключением (переключатель передач трансмиссии) в положении "+" дольше определенного времени. Осуществляется возврат в автоматический режим переключения (режим D)
        Водитель удерживает педаль акселератора дольше определенного времени, когда трансмиссия остается в том же диапазоне переключения.
        Автомобиль остановлен.
        Водитель переместил рычаг переключения передач в положение M. Осуществляется переход в ручной режим переключения (режим M)
      3. В режиме M трансмиссия автоматически переключается на более высокую или более низкую передачу при выполнении следующих условий:

        Режим Управление системой
        Слишком низкая частота вращения коленчатого вала двигателя. Понижение на 1 передачу
        Превышение максимально допустимой частоты вращения коленчатого вала двигателя. Повышение на 1 передачу
      4. При обнаружении неисправности в системе бесступенчатой трансмиссии ECM ограничивает изменение диапазона переключения.

      5. Если при выполнении команды водителя на понижение передачи скорость автомобиля и частота вращения коленчатого вала двигателя выходят за пределы заданного диапазона, изменение диапазона переключения будет запрещено. В этом случае для предупреждения водителя включается многофункциональный зуммер в щитке приборов.

    2. Система блокировки селектора

      1. Система блокировки селектора включает в себя устройство блокировки ключа* и механизм блокировки селектора.

        • *: для моделей без системы посадки и запуска

      2. На моделях без системы посадки и запуска устройство блокировки ключа не дает извлечь ключ из замка зажигания после выключения зажигания, если рычаг переключения передач не установлен в положение P. Поэтому при парковке водитель вынужден выбирать положение P.

      3. Механизм блокировки селектора не позволяет устанавливать рычаг переключения передач в какое-либо положение помимо P, если замок зажигания (выключатель зажигания*) не установлен в положение ON (ВКЛ), и не нажата педаль тормоза. Это предотвращает непреднамеренное трогание автомобиля с места.

        • *: для моделей с системой посадки и запуска

      4. Также имеется кнопка ручной разблокировки селектора, позволяющая вручную отключить механизм блокировки селектора.

        A00DV76E01
  4. КОНСТРУКЦИЯ

    1. Муфта гидротрансформатора в сборе

      1. Используется компактная облегченная мощная муфта гидротрансформатора.

      2. Реализована демпфирующая конструкция, обеспечивающая блокировку, начиная с низких частот вращения. Она поглощает колебания крутящего момента двигателя и обеспечивает комфорт при движении.

        A00DVHTE01
        Обозначения на рисунке
        *1 Рабочее колесо насоса *2 Ротор турбины
        *3 Муфта блокировки *4 Статор
        *5 Демпфер *6 Муфта свободного хода
    2. Масляный насос в сборе

      1. Используется шестеренчатый масляный насос трохоидного типа.

      2. Масляный насос приводится в движение гидротрансформатором. Он смазывает планетарные редукторы и создает рабочее давление жидкости для гидропривода.

        A00DV6DE01
        Обозначения на рисунке
        *1 Масляный насос в сборе *2 Корпус масляного насоса
        *3 Ведущая шестерня переднего масляного насоса *4 Ведомая шестерня переднего масляного насоса
        *5 Вал статора *6 Крышка насоса
    3. Блок переключения прямого/обратного хода

      1. Блок переключения прямого/обратного хода включает планетарную передачу, муфту переднего хода и тормоз передачи заднего хода.

      2. Муфта переднего хода, действующая при движении вперед, соединяет первичный вал с солнечной шестерней.

      3. Тормоз передачи заднего хода, действующий при движении назад, фиксирует водило планетарной передачи.

        A00DVAEE01
    4. Шкив и стальная лента

      1. Гидравлический привод обеспечивает изменение ширины канавок шкивов.

      2. Во время разгона электромагнитный клапан переключения DS1 увеличивает расход жидкости на входе первичного шкива, в результате чего канавка шкива сужается.

      3. Во время замедления электромагнитный клапан переключения DS2 увеличивает расход жидкости на выходе первичного шкива, в результате чего канавка шкива расширяется.

      4. Гидравлическое регулирование вторичного шкива осуществляется посредством электромагнитного клапана переключения SLS. Он регулирует давление прижима ленты, обеспечивая надлежащий КПД трансмиссии.

        A00DVGZE01
      5. Первичный шкив имеет двухпоршневую конструкцию. 2 камеры создают гидравлическое давление, изменяющее ширину канавки. Благодаря этому достигаются компактность и легкость конструкции.

        A00DV4NE01
      6. Стальная лента состоит из элементов и 2 рядов стальных колец. В отличие от цепей и поликлиновых ремней, которые передают мощность за счет усилия натяжения, стальная лента действует на основе толкающего усилия (сжатия) элементов, передающих мощность.

        A00DVGIE01
        Обозначения на рисунке
        *1 Стальное кольцо *2 Фильтрующий элемент
    5. Редуктор и дифференциал

      1. Редуктор уменьшает мощность, снимаемую со вторичного шкива, и передает ее на дифференциал.

      2. Опорами для ведущей шестерни редуктора служат 2 независимых подшипника, благодаря чему оптимизируется сцепление с ведомой шестерней редуктора. Это обеспечивает почти бесшумную работу механизма.

      3. Используется дифференциал с 2 сателлитами.

        A00DVQ6E01
        Обозначения на рисунке
        *1 Ведущая шестерня редуктора *2 Подшипник
        *3 Ведомая шестерня редуктора *4 Дифференциал
    6. Механизм блокировки трансмиссии на стоянке

      1. Вторичный шкив оснащен механизмом блокировки трансмиссии на стоянке. Движение автомобиля блокируется, когда запорный штифт стояночного тормоза входит в зацепление с шестерней блокировки стояночного тормоза, которая связана со вторичным шкивом.

        A00DVO2E01
        Обозначения на рисунке
        *1 Запорный штифт стояночного тормоза *2 Шестерня блокировки стояночного тормоза
    7. Масляный радиатор

      1. Масляный радиатор быстро прогревает жидкость бесступенчатой трансмиссии посредством охлаждающей жидкости двигателя. За счет этого быстро снижается трение в бесступенчатой трансмиссии, и сокращается расход топлива.

      2. После прогрева трансмиссионной жидкости охлаждающая жидкость подается в масляный радиатор для охлаждения жидкости бесступенчатой трансмиссии.

        A00DV89E01
    8. Корпус клапанов трансмиссии в сборе

      1. Блок клапанов трансмиссии в сборе включает в себя верхний и нижний корпусы клапанов, а также 5 электромагнитных клапанов переключения.

      2. Для удобства обслуживания 5 электромагнитных клапанов переключения установлены в нижнем корпусе клапанов.

        A00DVO7E01
        Обозначения на рисунке
        *1 Верхний корпус клапанов *2 Нижний корпус клапанов
        *3 Электромагнитный клапан переключения передач SL *4 Электромагнитный клапан переключения DSU
        *5 Электромагнитный клапан переключения передач SLS *6 Электромагнитный клапан переключения передач DS1
        *7 Электромагнитный клапан переключения передач DS2 - -
      3. В целях обеспечения надлежащего регулирования давления прижима ленты, необходимого для передачи крутящего момента, система управляет гидравлическим давлением, прикладываемым ко вторичному шкиву. Корпус клапанов трансмиссии в сборе имеет собственный гидравлический контур, обеспечивающий регулирование давления прижима ленты. Этот контур оптимально регулирует гидравлическое давление, прикладываемое ко вторичному шкиву, тем самым обеспечивая отличную передачу крутящего момента.

        A00DVPQE01
        Обозначения на рисунке
        *1 Первичный клапан-регулятор *2 Клапан регулирования магистрального давления № 2
        *3 Электромагнитный клапан переключения передач SLS *4 Клапан регулирования магистрального давления № 1
        *5 Первичный шкив *6 Вторичный шкив
        *7 Масляный насос - -
      4. Изменение передаточного числа шкива осуществляется за счет регулирования расхода жидкости бесступенчатой трансмиссии на входе и на выходе первичного шкива. Для разгона (расход на входе) и замедления (расход на выходе) предусмотрены отдельные гидравлические контуры, что обеспечивает точность регулирования и высокую надежность.

        A00DV7HE01
        Обозначения на рисунке
        *1 Масляный насос *2 Электромагнитный клапан переключения передач DS1
        *3 Электромагнитный клапан переключения передач DS2 *4 Клапан регулирования передаточного числа № 1
        *5 Клапан регулирования передаточного числа № 2 *6 Обратный клапан
        *7 Первичный шкив *8 Вторичный шкив
    9. Электромагнитные клапаны переключения передач DS1, DS2, DSU и SL

      1. Электромагнитные клапаны переключения передач DS1, DS2, DSU и SL являются 3-ходовыми.

      2. Электромагнитный клапан переключения DS1 управляет разгоном, увеличивая расход жидкости на входе первичного шкива.

      3. Электромагнитный клапан переключения DS2 управляет замедлением, увеличивая расход жидкости на выходе первичного шкива.

      4. Электромагнитный клапан переключения DSU используется для регулирования давления муфты блокировки.

      5. Электромагнитный клапан переключения передач SL переключает управление для электромагнитного клапана переключения передач SLS.

        A00DV9SE01
    10. Электромагнитный клапан переключения передач SLS

      1. Электромагнитный клапан переключения передач SLS имеет линейную характеристику.

      2. Электромагнитный клапан SLS регулирует прикладываемое ко вторичному шкиву гидравлическое давление в целях управления давлением прижима ленты, которое требуется для передачи крутящего момента.

      3. Под действием электромагнитного клапана переключения передач SL регулируется линейное давление при включенной муфте переднего хода.

        A00DVFHE01
    11. Датчики частоты вращения трансмиссии и датчик давления масла

      1. Датчик частоты вращения трансмиссии (NIN) определяет частоту вращения первичного вала и используется при управлении переключением.

      2. Датчик частоты вращения трансмиссии (NOUT) определяет частоту вращения выходного вала и используется при управлении переключением.

      3. Датчик частоты вращения трансмиссии (NT) определяет частоту вращения турбины муфты переднего хода и используется при управлении давлением муфты блокировки и давлением муфты переднего хода.

      4. Датчик давления масла определяет гидравлические давление, прикладываемое ко вторичному шкиву, и используется при регулировании давления прижима, которое обеспечивает оптимальное давление стальной ленты, необходимое для передачи крутящего момента.

        A00DV7UE01
        Обозначения на рисунке
        *1 Датчик частоты вращения трансмиссии (NOUT) *2 Датчик частоты вращения трансмиссии (NT)
        *3 Датчик частоты вращения трансмиссии (NIN) *4 Датчик давления масла
    12. Датчик температуры жидкости бесступенчатой трансмиссии

      1. Определяет температуру жидкости и используется для управления переключением в соответствии с температурой жидкости. Также участвует в регулировании давления муфты блокировки, регулировании давления муфты переднего хода и регулировании давления прижима ленты.

        A00DVJ8E01
        Обозначения на рисунке
        *1 Корпус клапанов трансмиссии в сборе *2 Датчик температуры жидкости бесступенчатой трансмиссии
    13. Механизм управления переключением передач

      1. В трансмиссии используется рычаг переключения передач кулисного типа с тросом механизма переключения передач.

      2. Механизм управления переключением передач включает устройство управления блокировкой селектора и трос механизма переключения передач в сборе.

        A00DV8SE01
  5. ПРИНЦИП РАБОТЫ

    1. Блок переключения прямого/обратного хода

      1. При движении передним ходом муфта переднего хода включена, вследствие чего крутящий момент двигателя передается с первичного вала на солнечную шестерню, а затем сообщается первичному шкиву.

        A00DVEYE01
      2. Во время движения задним ходом крутящий момент двигателя сообщается коронной шестерне. Далее крутящий момент через ведущую шестерню (зафиксированную тормозом заднего хода) передается на солнечную шестерню. В результате крутящий момент двигателя обеспечивает вращение первичного шкива в обратном направлении.

        A00DVH2E01
    2. Передача мощности в бесступенчатой трансмиссии

      1. Передаточное число шкива регулируется бесступенчато путем изменения ширины канавок первичного и вторичного шкивов.

        A00DVJGE01
        Обозначения на рисунке
        *1 Первичный шкив *2 Вторичный шкив
        *3 Тормоз передачи заднего хода *4 Муфта переднего хода
        *5 Первичный вал *6 Ведущая шестерня редуктора
        *7 Ведомая шестерня редуктора *8 Коронная шестерня дифференциала
      2. Рычаг переключения передач в положении D (низкое передаточное число шкива)

        A00DV6IE01
      3. Рычаг переключения передач в положении D (высокое передаточное число шкива)

        A00DVO1E01
      4. Рычаг переключения передач в положении N

        A00DVPAE01
      5. Рычаг переключения передач в положении R

        A00DV4DE01
  6. Функция работы в аварийном режиме

    1. Эта функция сводит к минимуму потери работоспособности при выходе из строя какого-либо датчика или электромагнитного клапана переключения.

      Неисправная деталь Назначение
      Датчик частоты вращения трансмиссии (NIN) Рассчитывает частоту вращения на входе по сигналу датчика частоты вращения трансмиссии (NT) и используется при управлении в нормальном режиме.
      Датчик частоты вращения трансмиссии (NOUT) Рассчитывает частоту вращения на выходе по сигналу скорости автомобиля и используется при управлении в нормальном режиме.
      Датчик частоты вращения трансмиссии (NT) Рассчитывает частоту вращения турбины по сигналу датчика частоты вращения трансмиссии (NT) и используется при управлении в нормальном режиме.
      Электромагнитный клапан переключения передач DS1 При неисправности электромагнитного клапана переключения DS1 подача тока в электромагнитный клапан прекращается, и, по сравнению с нормальным режимом, передаточное число шкива смещается в направлении замедления.
      Электромагнитный клапан переключения передач DS2 При неисправности электромагнитного клапана переключения DS2 подача тока в электромагнитный клапан прекращается, и, по сравнению с нормальным режимом, передаточное число шкива смещается в направлении разгона.
      Электромагнитный клапан переключения передач SL
      • При неисправности электромагнитного клапана переключения передач SL подача тока в электромагнитный клапан прекращается.

      • Муфта блокировки освобождается.

      • Регулирование давления муфты переднего хода и тормоза заднего хода, выполняемое электромагнитным клапаном переключения передач SLS, прекращается.

      Электромагнитный клапан переключения DSU
      • При неисправности электромагнитного клапана переключения DSU подача тока в электромагнитный клапан прекращается.

      • Муфта блокировки освобождается.

      Электромагнитный клапан переключения передач SLS
      • При неисправности электромагнитного клапана переключения передач SLS подача тока в электромагнитный клапан прекращается, вследствие чего давление прижима ленты становится максимальным.

      • Передаточное число шкивов фиксируется.

      • Регулирование давления муфты переднего хода и тормоза заднего хода, выполняемое электромагнитным клапаном переключения передач SLS, прекращается.

      Датчик температуры жидкости бесступенчатой трансмиссии В случае неисправности датчика температуры жидкости бесступенчатой трансмиссии ECM фиксирует температуру жидкости и осуществляет управление в нормальном режиме.
  7. ДИАГНОСТИКА

    1. Когда ECM обнаруживает неисправность, он производит диагностику соответствующего узла и сохраняет в памяти результаты. Кроме того, на щитке приборов загорается или начинает мигать MIL, информируя водителя о неисправности.

    2. Одновременно в памяти сохраняются DTC (диагностические коды неисправности). Коды DTC можно считать, подключив портативный диагностический прибор II. Более подробная информация приведена в Руководстве по ремонту AVENSIS.