БЛОК ДВИГАТЕЛЯ ПОВТОРНАЯ СБОРКА

  1. УСТАНОВИТЕ СОЕДИНИТЕЛЬНОЕ КОЛЬЦО КАРТЕРА С РЕБРАМИ ЖЕСТКОСТИ

    Note

    Снимать соединительное кольцо нужно только в случае его замены.

    A00DUNOE05
    1. С помощью пластмассового молотка запрессуйте до упора 2 новых соединительных кольца.

      Стандартное соединительное кольцо
      Параметр / Устройство Высота выступания Высота Ширина
      Соединительное кольцо 3,0 мм (0,118 дюйма) 11 мм (0,433 дюйма) 8 мм (0,315 дюйма)
  2. ВВЕРНИТЕ РЕЗЬБОВУЮ ШПИЛЬКУ КАРТЕРА С РЕБРАМИ ЖЕСТКОСТИ

    Note

    Если шпилька деформирована, или повреждена резьба, замените шпильку.

    A00DTZRE05
    1. С помощью торцевого ключа с головкой TORX E6 заверните резьбовые шпильки, как показано на рисунке.

      Torque:
      5,0 Н*м  { 51 кгс*см, 44 фунт-сила-дюйма }
  3. УСТАНОВИТЕ КАРТЕР С РЕБРАМИ ЖЕСТКОСТИ В СБОРЕ

    1. Нанесите герметик в виде сплошного валика, как показано на рисунке.

      A00DQA7E02
      Герметик
      Фирменный герметик Seal Packing Black от компании Toyota, Three bond 1207B или аналогичный
      Номинальный диаметр уплотнения
      Область Заданные условия
      Зона, отмеченная непрерывной линией 2,0 - 3,0 мм (0,0787 - 0,118 дюйма)
      А 4,5 - 5,5 мм (0,177 - 0,217 дюйма)
      Длина A участка нанесения
      56 мм (2,20 дюйма)

      Note

      • Удалите все масло с контактной поверхности.

      • После нанесения герметика в течение 3 минут установите картер и в течение 15 минут затяните болты.

      • Не запускайте двигатель в течение, по крайней мере, 2 часов после установки картера с ребрами жесткости.

    2. Закрепите картер с ребрами жесткости 11 болтами в последовательности, показанной на рисунке.

      A00DT3GE02
      Torque:
      21 Н*м  { 214 кгс*см, 15 фунт-сила-дюймов }
      Длина болта
      Параметр / Устройство Заданные условия
      Болт A 138 мм (5,43 дюйма)
      Болт B 35 мм (1,38 дюйма)
      Болт C 70 мм (2,76 дюйма)
    3. Повторно проверьте моменты затяжки болтов 1 и 2.

      Torque:
      21 Н*м  { 214 кгс*см, 15 фунт-сила-дюймов }
    4. Удалите весь лишний герметик куском чистой ткани.

  4. УСТАНОВИТЕ МАСЛЯНЫЙ НАСОС В СБОРЕ

    1. Закрепите масляный насос 3 болтами.

      A00DUXT
      Torque:
      21 Н*м  { 214 кгс*см, 15 фунт-сила-дюймов }
  5. УСТАНОВИТЕ ПОДДОН КАРТЕРА № 2 В СБОРЕ

    1. Аккуратно удалите остатки старого герметика, следя за тем, чтобы масло не попало на контактные поверхности блока цилиндров и поддона картера.

      A00DQ9GE05
    2. Нанесите герметик в виде сплошного валика, как показано на рисунке.

      Технические требования по нанесению герметика
      Область Диаметр валика герметика Расстояние между центром отверстия под болт и центром участка, покрытого герметиком
      A-A 3,0 - 4,5 мм (0,118 - 0,177 дюйма) 6,0 мм (0,236 дюйма)
      B-B -
      Герметик
      Фирменный герметик Seal Packing Black от компании Toyota, Three bond 1207B или аналогичный

      Note

      • Удалите все масло с контактной поверхности.

      • После нанесения герметика в течение 3 минут установите масляный поддон и в течение 10 минут затяните болты.

      • Не добавляйте моторное масло в течение, как минимум, двух часов после установки поддона картера.

    3. Установите масляной поддон № 2 и закрепите его 10 болтами и 2 гайками.

      A00DRAC
      Torque:
      10 Н*м  { 102 кгс*см, 7 фунт-сила-дюймов }
  6. УСТАНОВИТЕ ПРОБКУ СЛИВНОГО ОТВЕРСТИЯ ПОДДОНА КАРТЕРА

    1. Установите новую прокладку и пробку сливного отверстия.

      A00DTL8
      Torque:
      37 Н*м  { 377 кгс*см, 27 фунт-сила-дюймов }
  7. УСТАНОВИТЕ ЗАДНИЙ САЛЬНИК КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА

    1. Нанесите универсальную консистентную смазку на кромку нового сальника.

      A00DQ3RE02

      Note

      • Не допускайте попадания на кромку сальника посторонних частиц.

      • Не допускайте попадания универсальной консистентной смазки на пылезащитное уплотнение.

    2. С помощью SST и молотка запрессуйте сальник так, чтобы его поверхность была заподлицо с краями блока цилиндров и картера.

      SST
      09223-15030
      09950-70010   ( 09951-07100 )

      Note

      • Удалите с коленчатого вала всю лишнюю консистентную смазку.

      • Не стучите по сальнику, направляя удары под углом.

  8. УСТАНОВИТЕ КОНИЧЕСКУЮ РЕЗЬБОВУЮ ЗАГЛУШКУ № 1

    1. Нанесите герметик-фиксатор на 2 или 3 витка резьбы конической резьбовой заглушки № 1 и установите коническую резьбовую заглушку № 1 (A).

      A00DU9FE01
      Torque:
      25 Н*м  { 255 кгс*см, 18 фунт-сила-дюймов }
      Герметик
      Фирменный герметик 1344 от компании Toyota, Three Bond 1344 или аналогичный

      Note

      • Установите пробку в течение трех минут после нанесения клея.

      • Ни в коем случае не запускайте двигатель в течение 1 часа после установки заглушки.

    2. Нанесите герметик-фиксатор на 2 или 3 витка резьбы конической резьбовой заглушки № 1 и установите коническую резьбовую заглушку № 1 (B).

      Torque:
      43 Н*м  { 438 кгс*см, 32 фунт-сила-дюйма }
      Герметик
      Фирменный герметик 1324 от компании Toyota, Three Bond 1324 или аналогичный

      Note

      • Установите пробку в течение трех минут после нанесения клея.

      • Ни в коем случае не запускайте двигатель в течение 1 часа после установки заглушки.

  9. УСТАНОВИТЕ САПУН В СБОРЕ

    1. A00D3DME09

      Нанесите герметик на 2-3 витка резьбы сапуна в сборе.

      Герметик
      Фирменный герметик 1324 от компании Toyota, Three Bond 1324 или аналогичный
      Обозначения на рисунке
      *1 Герметик
    2. С помощью ключа для контргайки шарового шарнира на 22 мм установите сапун в сборе.

      A00D3X5
      Torque:
      20 Н*м  { 204 кгс*см, 15 фунт-сила-дюймов }

      Note

      Если совместно с ключом для контргайки шарового шарнира применяется динамометрический ключ, используйте формулу для расчета заданных моментов затяжки (см. стр. Click here).

  10. УСТАНОВИТЕ ПРОКЛАДКУ ГОЛОВКИ БЛОКА ЦИЛИНДРОВ

    1. Нанесите герметик на блок цилиндров, как показано на рисунке.

      A00D3BZE01
      Герметик
      Фирменный герметик Seal Packing Black от компании Toyota, Three bond 1207B или аналогичный
      Номинальный диаметр валика герметика
      4,0 мм (0,157 дюйма)
      Технические требования по нанесению герметика
      Область Длина участка нанесения герметика Расстояние от края блока цилиндров до середины герметика
      А - 2,0 - 4,0 мм (0,0787 - 0,157 дюйма)
      B 10 - 15 мм (0,394 - 0,591 дюйма) -

      Note

      Удалите все масло с блока цилиндров.

    2. Установите новую прокладку головки блока цилиндров на блок цилиндров таким образом, чтобы штамп Lot No. (№ партии) был направлен вверх.

      A00D54SE04

      Note

      Установите прокладку головки блока цилиндров в течение 3 мин после нанесения герметика.

    3. Нанесите герметик на прокладку головки блока цилиндров, как показано на рисунке.

      A00D5WUE01
      Герметик
      Фирменный герметик Seal Packing Black от компании Toyota, Three bond 1207B или аналогичный
      Номинальный диаметр валика герметика
      4,0 мм (0,157 дюйма)
      Технические требования по нанесению герметика
      Область Длина участка нанесения герметика Расстояние от края прокладки головки блока цилиндров до середины герметика
      А - 2,0 - 4,0 мм (0,0787 - 0,157 дюйма)
      B 10 - 15 мм (0,394 - 0,591 дюйма) -

      Note

      • Удалите все масло с прокладки головки блока цилиндров и головки блока цилиндров.

      • Установка головки блока цилиндров должна быть произведена в течение 3 мин после нанесения герметика, а затяжка болтов – в течение 15 мин.

  11. УСТАНОВИТЕ ГОЛОВКУ БЛОКА ЦИЛИНДРОВ В СБОРЕ

    Tech Tips

    Болты головки блока цилиндров затягиваются в 3 последовательных шага.

    1. Установите головку блока цилиндров на блок цилиндров.

      Note

      • Убедитесь в отсутствии масла на установочной поверхности головки блока цилиндров.

      • Устанавливайте головку блока цилиндров осторожно, чтобы не повредить прокладку нижней частью головки.

    2. Поместите под болты головки блока цилиндров плоские шайбы.

    3. Нанесите тонкий слой моторного масла на резьбы и под головки болтов головки блока цилиндров.

    4. Шаг 1:

      A00D8IQE02
      1. С помощью 12-гранного гаечного ключа на 10 мм заверните и в несколько приемов равномерно затяните 10 болтов головки блока цилиндров в последовательности, показанной на рисунке.

        Torque:
        49 Н*м  { 500 кгс*см, 36 фунт-сила-дюймов }

        Note

        Будьте осторожны, чтобы не уронить плоские шайбы в головку блока цилиндров.

    5. Шаг 2:

      A00D3WKE01
      1. Краской отметьте все головки болтов головки блока цилиндров, как показано на рисунке.

      2. Затяните болты головок блока цилиндров с поворотом на 90° в той же последовательности, что и в шаге 1.

    6. Шаг 3:

      1. Затяните болты головки блока цилиндров с поворотом на 45° в той же последовательности, что и на шаге 1.

    7. Убедитесь, что все метки, нанесенные краской, располагаются под углом 135° к внешней стороне.

    8. После затяжки болтов головки блока цилиндров удалите герметик, выступивший между контактными поверхностями головки блока цилиндров и блока цилиндров.

      A00D3ZZE03
  12. УСТАНОВИТЕ КОЛПАК ШТОКА КЛАПАНА

    1. Нанесите тонкий слой моторного масла на торцы штока клапана.

    2. Установите 16 колпаков штоков клапанов на головку блока цилиндров.

      Note

      Будьте осторожны, чтобы не уронить колпаки штоков клапанов в головку блока цилиндров.

  13. УСТАНОВИТЕ МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВКИ ЗАЗОРА В ПРИВОДЕ КЛАПАНА В СБОРЕ

    1. Перед установкой каждого механизма регулировки зазора в приводе клапана обязательно проверяйте его (см. стр. Click here).

    2. Установите 16 механизмов регулировки зазора в приводе клапана на головку блока цилиндров.

      Note

      Устанавливайте механизм регулировки зазора в приводе клапана на то же место, откуда он снимался.

  14. УСТАНОВИТЕ РЫЧАГ ПРИВОДА КЛАПАНА № 1 В СБОРЕ

    1. Нанесите слой моторного масла на выступы механизма регулировки зазора в приводе клапана и торцы колпака штока клапана.

      A00DQ7XE07
    2. Проверьте, чтобы рычаги приводов клапанов № 1 были установлены, как показано на рисунке.

      Обозначения на рисунке
      *1 Механизм регулировки зазора в приводе клапана
      *2 Рычаг привода клапана
      *3 Шток клапана
      *4 Колпак штока клапана
  15. УСТАНОВИТЕ СТОПОРНЫЙ ШТИФТ КОЖУХА РАСПРЕДВАЛА В СБОРЕ

    Note

    Снимать стопорный штифт нужно только в случае его замены.

    A00DU6VE01
    1. При помощи пластмассового молотка запрессуйте новый стопорный штифт до указанной величины выступания.

      Стандартный стопорный штифт
      Параметр / Устройство Высота выступания Высота Ширина
      Стопорный штифт 6,5 - 7,5 мм (0,256 - 0,295 дюйма) 14 мм (0,551 дюйма) 6,0 мм (0,236 дюйма)
  16. ЗАВЕРНИТЕ РЕЗЬБОВУЮ ШПИЛЬКУ КОЖУХА РАСПРЕДВАЛА

    Note

    Если шпилька деформирована, или повреждена резьба, замените шпильку.

    A00DSWEE01
    1. С помощью торцевого ключа с головкой "TORX" Е7 заверните резьбовые шпильки кожуха распредвала.

      Torque:
      9,5 Н*м  { 97 кгс*см, 84 фунт-сила-дюйма }
  17. УСТАНОВИТЕ КОНТРОЛЛЕР БЕССТУПЕНЧАТОГО ПОДЪЕМА КЛАПАНОВ

    1. Установите новое кольцевое уплотнение на контроллер бесступенчатого подъема клапанов.

      A00DS7XE01
      Обозначения на рисунке
      *1 Выступы

      Note

      • Выровняйте выступ кольцевого уплотнения с выступом контроллера бесступенчатого подъема клапанов.

      • Убедитесь, что кольцевое уплотнение не выступает из канавки в контроллере бесступенчатого подъема клапанов.

    2. Установите фиксатор управляющего привода.

      A00DR3B

      Tech Tips

      В случае использования нового контроллера бесступенчатого подъема клапанов необходимо закрепить на нем разъем управляющего привода. Прежде чем выполнять эти процедуры, снимите разъем управляющего привода.

      Note

      Обязательно вставьте выступы фиксатора управляющего привода в отверстии разъема управляющего привода.

    3. Установите разъем управляющего привода к оси рычага привода клапана и поверните разъем, как показано на рисунке.

      A00DS1K
    4. Вставьте контроллер бесступенчатого подъема клапанов в кожух распредвала.

    5. Прикрепите контроллер бесступенчатого подъема клапанов к кожуху распредвала с помощью болта.

      A00DR2P
      Torque:
      18 Н*м  { 184 кгс*см, 13 фунт-сила-дюймов }

      Note

      Проследите за тем, чтобы кольцевое уплотнение не оказалось зажатым между деталями.

    6. С помощью отвертки снимите фиксатор управляющего привода с разъема привода.

      A00DRP1
    7. Снимите только верхнюю часть фиксатора управляющего привода, поскольку стопорный штифт может выпасть, если снять фиксатор полностью.

    8. С помощью отвертки слегка подденьте разъем управляющего привода и совместите отверстие в разъеме управляющего привода с отверстием в контроллере бесступенчатого подъема клапанов.

      A00DU28E01
      Обозначения на рисунке
      *1 Ось рычага
      *2 Фиксатор
      *3 Отверстие для стопорного штифта
      *4 Разъем
      *5 Вал контроллера

      Note

      • Поддевая разъем управляющего привода, не следует прикладывать слишком большого усилия.

      • Старайтесь не повредить кожух распредвала или крышку подшипника распредвала.

    9. Вставьте стопорный штифт в разъем управляющего привода.

      A00DU7D

      Note

      Никакие инструменты для установки стопорного штифта не требуются. Вставьте стопорный штифт вручную.

      Tech Tips

      Если стопорный штифт вставляется с трудом, вставляя его, слегка поддевайте разъем управляющего разъема.

    10. С помощью отвертки вставьте фиксатор управляющего привода в его разъем.

      Note

      Вставьте выступ фиксатора управляющего привода в отверстие разъема управляющего привода.

  18. УСТАНОВИТЕ КОЖУХ РАСПРЕДВАЛА В СБОРЕ

    1. Проверьте, чтобы рычаги приводов клапанов были установлены, как показано на рисунке.

      A00DSIEE01
      Обозначения на рисунке
      *1 Колпак штока клапана
      *2 Рычаг привода клапана
      *3 Механизм регулировки зазора в приводе клапана
    2. Нанесите герметик в виде сплошного валика, как показано на рисунке.

      A00DQY2E01
      Герметик
      Фирменный герметик Seal Packing Black от компании Toyota, Three bond 1207B или аналогичный
      Номинальный диаметр уплотнения
      Область Заданные условия
      Зона, отмеченная непрерывной линией 3,5 - 4,5 мм (0,138 - 0,177 дюйма)
      А 8,0 мм (0,315 дюйма)
      B 7,0 мм (0,276 дюйма)
      Длина A и B нанесения
      15 мм (0,591 дюйма)

      Note

      • Удалите все масло с контактной поверхности.

      • После нанесения герметика в течение 3 минут установите кожух распредвала и в течение 10 минут затяните болты.

      • Не запускайте двигатель в течение 2 часов после установки.

    3. Установите распредвал и распредвал № 2, как показано на рисунке.

      A00DPTVE01
    4. Установите кожух распредвала и закрепите его 17 болтами, затянув их в порядке, указанном на рисунке.

      Torque:
      27 Н*м  { 275 кгс*см, 20 фунт-сила-дюймов }

      Note

      • После установки кожуха распредвала убедитесь, что кулачки клапанов цилиндра расположены, как показано на рисунке.

      • Если во время установки какой-либо из болтов оказался ослабленным, снимите кожух распредвала, почистите установочные поверхности и снова нанесите герметик.

      • Если кожух распредвала был снят из-за того, что во время установки один из болтов оказался ослабленным, убедитесь, что ранее нанесенный герметик не попал в какой-либо из масляных каналов.

      • После установки кожуха распредвала сотрите весь герметик, выступивший между кожухом и головкой блока цилиндров.

  19. УСТАНОВИТЕ ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО РАСПРЕДВАЛА ВЫПУСКНЫХ КЛАПАНОВ В СБОРЕ

    1. Поместите зубчатое колесо распредвала выпускных клапанов на распредвал, совместив отверстие под штифт и стопорный штифт.

      A00DRHSE05
      Обозначения на рисунке
      *1 Стопорный штифт
      *2 Отверстие для поршневого пальца

      Note

      Не прилагайте чрезмерные усилия при установке шестерни распредвала выпускных клапанов. Это может привести к тому, что наконечник стопорного штифта распредвала может повредить установочную поверхность шестерни распредвала выпускных клапанов.

    2. Слегка прижмите зубчатое колесо к распредвалу и вращайте колесо. Протолкните колесо дальше, чтобы штифт вошел в отверстие.

      Note

      Будьте осторожны, не поворачивайте зубчатое колесо распредвала выпускных клапанов в сторону угла запаздывания (по часовой стрелке).

    3. Убедитесь в отсутствии зазора между зубчатым колесом и фланцем распредвала.

      A00DTR9E01
    4. Затяните фланцевый болт, зафиксировав на месте зубчатое колесо распредвала выпускных клапанов.

      A00DUTB
      Torque:
      54 Н*м  { 551 кгс*см, 40 фунт-сила-дюймов }
    5. Проверьте фиксацию зубчатого колеса распредвала выпускных клапанов.

      1. Убедитесь, что зубчатое колесо распредвала выпускных клапанов зафиксировано.

  20. УСТАНОВИТЕ ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО РАСПРЕДВАЛА В СБОРЕ

    1. Состыкуйте зубчатое колесо распредвала и распредвал, не совмещая стопорный штифт со шпоночной канавкой, как показано на рисунке.

      A00DPLNE02
      Обозначения на рисунке
      *1 Стопорный штифт
      *2 Шпоночная канавка

      Note

      Не прилагайте чрезмерное усилие при установке зубчатого колеса распредвала. Это может привести к повреждению установочной поверхности зубчатого колеса распредвала концом стопорного штифта распредвала.

    2. Осторожно прижимая зубчатое колесо распредвала к распредвалу, поворачивайте его, как показано на рисунке. Продвиньте зубчатое колесо дальше так, чтобы штифт вошел в канавку.

      A00DTCOE02
      Обозначения на рисунке
      *1 Стопорный штифт
      *2 Шпоночная канавка

      Note

      Будьте осторожны, не поворачивайте зубчатое колесо распредвала в сторону угла запаздывания (по часовой стрелке).

    3. Убедитесь в отсутствии зазора между зубчатым колесом распредвала и фланцем распредвала.

      A00DTR9E01
    4. Затяните фланцевый болт, зафиксировав на месте зубчатое колесо распредвала.

      A00DSZU
      Torque:
      54 Н*м  { 551 кгс*см, 40 фунт-сила-дюймов }
    5. Убедитесь, что зубчатое колесо распредвала может вращаться в сторону запаздывания (по часовой стрелке) и фиксируется в положении максимального запаздывания.

      A00DQ5OE01
      Обозначения на рисунке
      *1 Заблокировано
  21. УСТАНОВИТЕ ШПОНКИ ВЕДУЩЕГО ЗУБЧАТОГО КОЛЕСА КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА

    1. Пластмассовым молотком запрессуйте 2 шпонки ведущего зубчатого колеса коленчатого вала.

      A00DTKE

      Tech Tips

      Запрессуйте шпонки ведущего зубчатого колеса коленчатого вала так, чтобы они касались коленчатого вала, как показано на рисунке.

  22. УСТАНОВИТЕ ЗУБЧАТЫЙ ДИСК ДАТЧИКА ПОЛОЖЕНИЯ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА № 1

    1. Установите зубчатый диск датчика положения коленчатого вала так, чтобы метка "F" была обращена вперед.

      A00DSQH
  23. УСТАНОВИТЕ ЦЕПЬ № 2 В СБОРЕ

    1. Временно установите болт ведущего колеса привода газораспределения.

      A00DS3T
    2. Установите шпонку коленчатого вала, как показано на рисунке.

    3. Поверните приводной вал так, что вырез оказался обращенным вверх.

    4. Снимите болт ведущего колеса привода газораспределения.

    5. Совместите желтые маркированные пластины с установочными метками на каждом зубчатом колесе, как показано на рисунке.

      A00DQ1SE01
    6. Установите зубчатые колеса на коленчатый вал и вал масляного насоса, надев цепь на зубчатые колеса.

    7. Временно закрепите гайкой зубчатое колесо приводного вала масляного насоса гайкой.

    8. Установите пружину успокоителя на пластину натяжителя цепи и закрепите пластину болтом.

      A00DRMW
      Torque:
      10 Н*м  { 102 кгс*см, 7 фунт-сила-дюймов }
    9. Временно закрепите болтом шкив коленчатого вала.

      A00DRCSE01
    10. Зафиксируйте коленчатый вал с помощью SST. Затем затяните гайку шестерни приводного вала.

      SST
      09330-00021
      09213-58014   ( 91551-80840 )
      Torque:
      28 Н*м  { 286 кгс*см, 21 фунт-сила-дюйм }
    11. С помощью специального инструмента выверните болт шкива коленчатого вала и снимите шкив коленчатого вала.

  24. УСТАНОВИТЕ ВЕДУЩУЮ ЗВЕЗДОЧКУ ЦЕПИ ГРМ НА КОЛЕНЧАТОМ ВАЛУ

    1. Установите ведущую звездочку цепи ГРМ на коленчатом валу, как показано на рисунке.

      A00DQQJE01
  25. УСТАНОВИТЕ УСПОКОИТЕЛЬ ЦЕПИ № 1

    1. Установите успокоитель цепи и закрепите его 2 болтами.

      A00DS1L
      Torque:
      21 Н*м  { 214 кгс*см, 15 фунт-сила-дюймов }
  26. УСТАНОВИТЕ ПОРШЕНЬ ЦИЛИНДРА №1 В ВМТ ТАКТА СЖАТИЯ

    1. Временно установите болт ведущего колеса привода газораспределения.

      A00DS2FE02
    2. Проверните коленчатый вал против часовой стрелки так, чтобы установочная шпонка ведущей звездочки оказалась сверху.

      Обозначения на рисунке
      *1 Шпонка ведущей звездочки
    3. Убедитесь, что синхронизирующие метки на шестернях распредвала совмещены, как показано на рисунке.

      A00DSWBE02
      Обозначения на рисунке
      *1 Установочная метка
    4. Снимите болт ведущего колеса привода газораспределения.

  27. УСТАНОВИТЕ ЦЕПЬ В СБОРЕ

    1. Совместите пластину с меткой (оранжевую), с установочной меткой как показано на рисунке, и установите цепь.

      A00DTG8E01
      Обозначения на рисунке
      *1 Пластина с меткой (оранжевая)
      *2 Установочная метка

      Tech Tips

      • Проверьте, чтобы пластина с меткой была повернута к передней стороне двигателя.

      • Пластина с меткой со стороны распредвала окрашена в оранжевый цвет.

      • Не пропускайте цепь через зубчатое колесо распредвала. Просто положите ее на звездочку.

      • Пропустите цепь через успокоитель цепи №1.

    2. Удерживая шестигранный участок распредвала ключом, проверните зубчатое колесо распредвала против часовой стрелки, чтобы совместить пластину с меткой (оранжевую) с установочной меткой, и установите цепь.

    3. Удерживая шестигранную часть распредвала ключом, проверните зубчатое колесо распредвала по часовой стрелке.

      Tech Tips

      Натягивая цепь, медленно вращайте зубчатое колесо распредвала по часовой стрелке, следя за точностью установки цепи.

    4. Совместив пластины с меткой (желтые) с установочными метками, установите цепь на зубчатое колесо коленчатого вала.

      A00DTLQE02
      Обозначения на рисунке
      *1 Установочная метка
      *2 Пластина с меткой (желтая)

      Tech Tips

      Пластины с меткой со стороны коленчатого вала окрашены в желтый цвет.

  28. УСТАНОВИТЕ БАШМАК НАТЯЖИТЕЛЯ ЦЕПИ

    1. Установите башмак натяжителя цепи на блок цилиндров.

      A00DS61
  29. ПРОВЕРЬТЕ ПОРШЕНЬ ЦИЛИНДРА № 1 В ВМТ ТАКТА СЖАТИЯ

    1. Проверьте каждую установочную метку в ВМТ такта сжатия.

      A00DS6TE01
      Обозначения на рисунке
      *1 Установочная метка *2 Пластина с меткой (оранжевая)
      *3 Пластина с меткой (желтая) -
  30. УСТАНОВИТЕ КРОНШТЕЙН ГЕНЕРАТОРА № 1

    1. Закрепите кронштейн генератора 4 болтами.

      A00DSK8
      Torque:
      21 Н*м  { 214 кгс*см, 15 фунт-сила-дюймов }
  31. УСТАНОВИТЕ КОЖУХ ВПУСКНОГО ПАТРУБКА ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ

    Note

    Если шпилька деформирована, или повреждена резьба, замените шпильку.

    A00DQYHE03
    1. С помощью торцевого ключа с головкой "TORX" E5 вверните резьбовые шпильки, как показано на рисунке.

      Torque:
      5,0 Н*м  { 51 кгс*см, 44 фунт-сила-дюйма }
  32. УСТАНОВИТЕ КОЖУХ ВПУСКНОГО ПАТРУБКА ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ

    1. Установите кожух впускного патрубка охлаждающей жидкости с новой прокладкой и закрепите его 3 болтами.

      A00DS4N
      Torque:
      21 Н*м  { 214 кгс*см, 15 фунт-сила-дюймов }
  33. УСТАНОВИТЕ КРЫШКУ ЦЕПНОГО ПРИВОДА ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО МЕХАНИЗМА В СБОРЕ

    1. Установите новую прокладку.

      A00DU13E03

      Note

      Удалите все масло с контактной поверхности.

    2. Закрепите насос охлаждающей жидкости 3 болтами.

      A00DQKR
      Torque:
      21 Н*м  { 214 кгс*см, 15 фунт-сила-дюймов }
    3. Удалите остатки старого герметика (FIPG) и проследите за тем, чтобы масло не попало на сопрягающиеся поверхности крышки цепного привода ГРМ и блока цилиндров.

      A00DTT9E03
    4. Установите 3 новых уплотнительных кольца.

      A00DQMC
    5. Нанесите герметик, как показано на рисунке.

      A00DTFGE02
      Герметик
      Фирменный герметик Seal Packing Black от компании Toyota, Three bond 1207B или аналогичный
      Номинальный диаметр уплотнения
      5,0 мм (0,197 дюйма)

      Note

      • Удалите все масло с контактной поверхности.

      • После нанесения герметика в течение 3 минут установите крышку цепного привода ГРМ и в течение 10 минут затяните болты.

      • После установки крышки цепного привода газораспределительного механизма не добавляйте моторное масло, по крайней мере, в течение 2 часов.

    6. Нанесите герметик в виде сплошного валика на крышку цепного привода газораспределительного механизма, как показано на рисунке.

      A00DPROE01
      Герметик
      Параметр / Устройство Герметик
      Зона, отмеченная пунктирной линией Фирменный герметик Seal Packing Black от компании Toyota, Three bond 1207B или аналогичный
      Зона, отмеченная непрерывной линией
      Зона, отмеченная штрих-пунктирной линией Фирменный герметик Seal Packing 1282B от компании Toyota, Three bond 1282B или аналогичный
      Технические требования по нанесению герметика
      Область Диаметр валика герметика Расстояние от края крышки до: Длина участка нанесения герметика Расстояние от верхнего края крышки до верхней кромки герметика
      Зона, отмеченная пунктирной линией 2,5 - 3,0 мм (0,0984 - 0,118 дюйма)

      Центр участка, покрытого герметиком

      2,5 мм (0,0984 дюйма)

      - -
      Зона, отмеченная непрерывной линией 4,5 - 5,5 мм (0,177 - 0,217 дюйма) или 7,0 - 8,0 мм (0,276 - 0,315 дюйма) - - -
      Зона, отмеченная штрих-пунктирной линией 4,0 мм (0,157 дюйма)

      Центр участка, покрытого герметиком

      3,0 мм (0,118 дюйма)

      - -
      A-A 2,5 - 3,0 мм (0,0984 - 0,118 дюйма)

      Центр участка, покрытого герметиком

      2,5 мм (0,0984 дюйма)

      - -
      B-B 4,5 - 5,5 мм (0,177 - 0,217 дюйма)

      Обратная сторона герметика

      5,0 мм (0,197 дюйма)

      - -
      C-C 7,0 - 8,0 мм (0,276 - 0,315 дюйма)

      Обратная сторона герметика

      7,5 мм (0,295 дюйма)

      - -
      F 4,5 - 5,5 мм (0,177 - 0,217 дюйма) - 15,8 мм (0,622 дюйма) 50,1 мм (1,97 дюйма)
      G 4,5 - 5,5 мм (0,177 - 0,217 дюйма) - 10,3 мм (0,406 дюйма) 155,1 мм (6,11 дюйма)
      H 7,0 - 8,0 мм (0,276 - 0,315 дюйма) - 19,5 мм (0,768 дюйма) 165,4 мм (6,51 дюйма)
      I 4,5 - 5,5 мм (0,177 - 0,217 дюйма) - 14,6 мм (0,575 дюйма) 397,8 мм (1,31 фута)
      J 4,5 - 5,5 мм (0,177 - 0,217 дюйма) - 18,6 мм (0,732 дюйма) 51,4 мм (2,02 дюйма)
      K 4,5 - 5,5 мм (0,177 - 0,217 дюйма) - 25,3 мм (0,996 дюйма) 133,9 мм (5,27 дюйма)
      L 7,0 - 8,0 мм (0,276 - 0,315 дюйма) - 25,8 мм (1,02 дюйма) 159,2 мм (6,28 дюйма)
      M 4,5 - 5,5 мм (0,177 - 0,217 дюйма) - 5,0 мм (0,197 дюйма) 185,0 мм (7,28 дюйма)
      N 4,5 - 5,5 мм (0,177 - 0,217 дюйма) - 14,6 мм (0,575 дюйма) 397,8 мм (1,31 фута)
      O 4,0 мм (0,157 дюйма)

      Центр участка, покрытого герметиком

      3,0 мм (0,118 дюйма)

      - -

      Note

      • Если контактные поверхности влажные, перед нанесением герметика протрите их тканью, не содержащей масла.

      • После нанесения герметика в течение 3 минут установите крышку цепного привода ГРМ и в течение 10 минут затяните болты.

      • После нанесения герметика на крышку цепного привода ГРМ установите в течение 10 минут кронштейн опоры двигателя и кронштейн масляного фильтра.

      • Не добавляйте моторное масло в течение, как минимум, 2 часов после установки.

    7. Очистите болты и их установочные отверстия.

    8. Установите крышку цепного привода газораспределительного механизма.

    9. Временно закрепите кронштейн опоры двигателя 3 болтами.

      A00DRLH

      Note

      • Установите кронштейн опоры в течение 10 минут после установки крышки цепного привода ГРМ.

      • Не добавляйте моторное масло в течение, как минимум, 2 часов после установки.

    10. Установите 2 новых уплотнительных кольца.

      A00DPKQ
    11. Временно закрепите кронштейн масляного фильтра 4 болтами.

      A00DUZI

      Note

      • Установите кронштейн масляного фильтра в течение 10 минут после установки крышки цепного привода ГРМ.

      • Не добавляйте моторное масло в течение, как минимум, 2 часов после установки.

    12. Нанесите герметик на 5 или более последних витков резьбы болта E.

      A00DQ3SE07
      Обозначения на рисунке
      *1 Герметик
      Герметик
      Фирменный герметик 1324 от компании Toyota, Three Bond 1324 или аналогичный
    13. Установите крышку цепной привода ГРМ и уплотнительную шайбу, закрепив их 26 болтами в порядке, показанном на рисунке.

      A00DTSEE01
      Torque:
      для болтов A и E
      26 Н*м  { 260 кгс*см, 19 фунт-сила-дюймов }
      для болта B
      51 Н*м  { 520 кгс*см, 38 фунт-сила-дюймов }
      Для болта C
      51 Н*м  { 520 кгс*см, 38 фунт-сила-дюймов }
      Для болта D
      10 Н*м  { 102 кгс*см, 7 фунт-сила-дюймов }

      Note

      • Если контактные поверхности влажные, перед нанесением герметика протрите их тканью, не содержащей масла.

      • После нанесения герметика в течение 3 мин установите крышку цепного привода ГРМ и в течение 10 мин затяните болты.

      • Не добавляйте моторное масло в течение, как минимум, 2 часов после установки.

      Длина болта
      Параметр / Устройство Длина Диаметр резьбы
      Болт A, E 35 мм (1,38 дюйма) 8 мм (0,315 дюйма)
      Болт B 55 мм (2,17 дюйма) 10 мм (0,394 дюйма)
      Болт C 80 мм (3,15 дюйма) 10 мм (0,394 дюйма)
      Болт D 40 мм (1,57 дюйма) 6 мм (0,236 дюйма)

      Tech Tips

      Нанесите герметик на болт E, прежде чем устанавливать его.

  34. УСТАНОВИТЕ САЛЬНИК КРЫШКИ ЦЕПНОГО ПРИВОДА ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО МЕХАНИЗМА

    1. Нанесите универсальную консистентную смазку на кромку нового сальника.

      A00DR6QE01

      Note

      • Не допускайте попадания на кромку сальника посторонних частиц.

      • Не допускайте попадания универсальной консистентной смазки на пылезащитное уплотнение.

    2. С помощью SST и молотка запрессуйте сальник так, чтобы его поверхность была заподлицо с краем крышки цепного привода ГРМ.

      SST
      09223-22010

      Note

      • Удалите с коленчатого вала всю лишнюю консистентную смазку.

      • Не стучите по сальнику, направляя удары под углом.

  35. УСТАНОВИТЕ ШПИЛЬКУ КРОНШТЕЙНА ОПОРЫ ДВИГАТЕЛЯ

    Note

    Если шпилька деформирована или повреждена резьба, замените шпильку.

    A00DR74
    1. Вверните шпильку.

      Torque:
      10 Н*м  { 102 кгс*см, 7 фунт-сила-дюймов }
  36. УСТАНОВИТЕ ШКИВ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА

    1. Совместите шпоночную канавку шкива со шпонкой шкива.

      A00DQCVE01
    2. Временно закрепите шкив болтом.

    3. С помощью SST зафиксируйте шкив на месте и затяните болт шкива.

      Обозначения на рисунке
      *1 Удерживайте
      *2 Поверните
      SST
      09330-00021
      09213-58014   ( 91551-80840 )
      Torque:
      190 Н*м  { 1940 кгс*см, 140 фунт-сила-дюймов }
  37. УСТАНОВИТЕ НАТЯЖИТЕЛЬ ЦЕПИ № 1 В СБОРЕ

    1. Отпустите кулачок, а затем до упора вставьте плунжер и зацепите крюк за штифт с тем, чтобы плунжер оказался в положении, показанном на рисунке.

      A00DUQOE01

      Note

      Убедитесь, что кулачок находится в зацеплении с первым зубом плунжера, что позволит крюку пройти через штифт.

    2. Установите новую прокладку, натяжитель цепи и кронштейн, закрепив их 2 гайками.

      A00DPIV
      Torque:
      12 Н*м  { 122 кгс*см, 9 фунт-сила-дюймов }

      Note

      Если в процессе установки натяжителя цепи произошло освобождение плунжера от крюка, установите крюк повторно.

    3. Слегка проверните коленчатый вал против часовой стрелки и убедитесь, что крюк отцепился.

      A00DPZBE01
      Обозначения на рисунке
      *1 Отпустите
      *2 Колпачок
      *3 Крюк
      *4 Поверните
    4. Проворачивая коленчатый вал по часовой стрелке, убедитесь, что плунжер выдвигается.

      A00DUECE01
      Обозначения на рисунке
      *1 Плунжер
      *2 Плунжер выдвинут
      *3 Поверните
  38. УСТАНОВИТЕ КРЫШКУ МАСЛЯНОГО ФИЛЬТРА В СБОРЕ

    1. Очистите внутреннюю поверхность крышки масляного фильтра, резьбы и канавку для уплотнительного кольца.

      A00DSFLE02
    2. Нанесите небольшое количество моторного масла на новое уплотнительное кольцо и установите его на крышку масляного фильтра.

      Обозначения на рисунке
      *1 Кольцевое уплотнение
    3. Установите новый фильтрующий элемент на крышку масляного фильтра.

    4. Удалите грязь и посторонние материалы с установочных и внутренних поверхностей двигателя.

    5. Повторно нанесите небольшое количество моторного масла на кольцевое уплотнение крышки масляного фильтра. Совместите крышку масляного фильтра с кронштейном масляного фильтра таким образом, чтобы вырез в резьбе крышки располагался под углом 90° к канавке в кронштейне, а затем временно заверните крышку.

      Note

      Соблюдайте осторожность, чтобы не зажать уплотнительное кольцо между деталями.

      A00DQMA
    6. Затяните крышку масляного фильтра с помощью SST.

      A00DUJEE01
      SST
      09228-06501
      Torque:
      25 Н*м  { 255 кгс*см, 18 фунт-сила-дюймов }

      Note

      • Затянув крышку масляного фильтра, проверьте зазоры между установочными поверхностями.

      • При установке крышки масляного фильтра не снимайте зажим кронштейна масляного фильтра.

      • Не заворачивайте крышку масляного фильтра с перекосом.

  39. УСТАНОВИТЕ ПРОКЛАДКУ ТРУБКИ СВЕЧНОГО КОЛОДЦА

    1. Резцом срежьте уплотнительную часть снятой прокладки.

      A00DU3AE01
      Обозначения на рисунке
      *1 Срезная часть
    2. С помощью молотка и прокладки трубки свечного колодца со срезанным уплотнением равномерно запрессуйте новую прокладку трубки свечного колодца.

      A00DU33E01
      Обозначения на рисунке
      *1 Прокладка трубки свечного колодца без уплотнения
      *2 Новая прокладка трубки свечного колодца
      *3 Захват

      Tech Tips

      Если прокладка трубки свечного колодца, которая используется для установки новой прокладки, деформирована и ее не удается поместить на новую прокладку, устраните деформацию плоскогубцами.

      Note

      • Не допускайте попадания на кромку посторонних частиц.

      • Не следует запрессовывать прокладку трубки свечного колодца под углом.

    3. Установите захваты отражающей вентиляционной заслонки в исходные положения.

  40. УСТАНОВИТЕ ПРОКЛАДКУ КРЫШКИ ГОЛОВКИ БЛОКА ЦИЛИНДРОВ

    1. Установите новую прокладку крышки головки блока цилиндров.

      A00DQEY

      Note

      Удалите все масло с контактной поверхности.

  41. УСТАНОВИТЕ КРЫШКУ ГОЛОВКИ БЛОКА ЦИЛИНДРОВ В СБОРЕ

    1. Установите 3 новых прокладки на крышки подшипников распредвала.

      A00DSLL
    2. Нанесите герметик, как показано на рисунке.

      A00DQZZ
      Герметик
      Фирменный герметик Seal Packing Black от компании Toyota, Three bond 1207B или аналогичный
      Номинальный диаметр
      4,0 мм (0,157 дюйма)

      Note

      • Удалите все масло с контактной поверхности.

      • После нанесения герметика в течение 3 минут установите крышку головки блока цилиндров в сборе и в течение 15 минут затяните болты.

      • Не запускайте двигатель в течение 2 часов после установки.

    3. Установите крышку головки блока цилиндров с новой уплотнительной прокладкой и закрепите 13 болтами.

      A00DQSC
      Torque:
      10 Н*м  { 102 кгс*см, 7 фунт-сила-дюймов }
  42. УСТАНОВИТЕ КОНТАКТНЫЙ ДАТЧИК ДАВЛЕНИЯ МОТОРНОГО МАСЛА

    1. Нанесите герметик на 2–3 витка резьбы контактного датчика давления масла.

      A00DULSE06
      Обозначения на рисунке
      *1 Герметик
      Герметик
      Фирменный герметик 1344 от компании Toyota, Three Bond 1344 или аналогичный

      Note

      Не допускайте, чтобы герметик приставал к масляному отверстию.

    2. С помощью удлиненной торцевой головки на 22 мм установите контактный датчик давления масла.

      A00DUNV
      Torque:
      15 Н*м  { 153 кгс*см, 11 фунт-сила-дюймов }

      Note

      Не запускайте двигатель в течение 1 часа после установки.

    3. Подсоедините разъем контактного датчика давления жидкости.

  43. УСТАНОВИТЕ ДАТЧИК ТЕМПЕРАТУРЫ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ

    1. С помощью SST установите датчик температуры охлаждающей жидкости с новой прокладкой.

      A00DU0BE01
      SST
      09817-33190
      Torque:
      20 Н*м  { 204 кгс*см, 15 фунт-сила-дюймов }
  44. УСТАНОВИТЕ ДАТЧИК ДЕТОНАЦИИ

    1. Закрепите датчик детонации болтом.

      A00DU7QE01
      Torque:
      21 Н*м  { 214 кгс*см, 15 фунт-сила-дюймов }

      Note

      Убедитесь, что датчик детонации установлен в правильном положении.

  45. УСТАНОВИТЕ ДАТЧИК ПОЛОЖЕНИЯ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА

    1. Нанесите на кольцевое уплотнение датчика тонкий слой моторного масла.

      A00DU4EE04
      Обозначения на рисунке
      *1 Кольцевое уплотнение
    2. Закрепите датчик положения коленчатого вала болтом.

      A00DT8B
      Torque:
      10 Н*м  { 102 кгс*см, 7 фунт-сила-дюймов }
  46. УСТАНОВИТЕ ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ КЛАПАН ИЗМЕНЕНИЯ ФАЗ В СБОРЕ

    1. Нанесите тонкий слой моторного масла на 2 новых кольцевых уплотнения и установите их на гидравлические клапаны изменения фаз.

      A00DTTPE04
      Обозначения на рисунке
      *1 Новое кольцевое уплотнение
    2. Установите 2 гидравлических клапана изменения фаз и кронштейн и закрепите их 2 болтами.

      A00DRTQE02
      Обозначения на рисунке
      *1 Кронштейн
      Torque:
      10 Н*м  { 102 кгс*см, 7 фунт-сила-дюймов }

      Note

      • Соблюдайте осторожность, чтобы на уплотнительную поверхность гидравлического клапана изменения фаз не попали посторонние частицы (поверхность соприкосновения с крышкой головки блока цилиндров).

      • При установке гидравлического клапана изменения фаз убедитесь, что на кольцевом уплотнении отсутствуют трещины, и следите за тем, чтобы оно не сместилось.

  47. УСТАНОВИТЕ ДАТЧИК ПОЛОЖЕНИЯ РАСПРЕДВАЛА

    1. Нанесите на кольцевые уплотнения датчиков тонкий слой моторного масла.

      A00DS1IE07
      Обозначения на рисунке
      *1 Кольцевое уплотнение
    2. Установите 2 датчика положения распредвала и закрепите их 2 болтами.

      A00DQ97
      Torque:
      10 Н*м  { 102 кгс*см, 7 фунт-сила-дюймов }

      Note

      При установке датчика проследите, чтобы кольцевое уплотнение не треснуло и не оказалось смятым.

  48. УСТАНОВИТЕ СВЕЧУ ЗАЖИГАНИЯ

    1. Установите 4 свечи зажигания с помощью свечного ключа на 14 мм и удлинителя на 100 мм.

      A005RUK
      Torque:
      20 Н*м  { 204 кгс*см, 15 фунт-сила-дюймов }
  49. УСТАНОВИТЕ ШАРНИР КРЫШКИ ДВИГАТЕЛЯ

    1. Установите 2 шарнира крышки двигателя.

      A00DU0E
      Torque:
      10 Н*м  { 102 кгс*см, 7 фунт-сила-дюймов }
  50. УСТАНОВИТЕ ПРОКЛАДКУ КРЫШКИ МАСЛОНАЛИВНОЙ ГОРЛОВИНЫ

    1. Установите прокладку на крышку маслоналивной горловины.

      A00DSE3
  51. УСТАНОВИТЕ КРЫШКУ МАСЛОНАЛИВНОЙ ГОРЛОВИНЫ В СБОРЕ

    1. Установите крышку маслоналивной горловины.

      A00DRBM